Разработка локальной нормативной базы системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья персонала предприятия
13.08.2019 15:19:00
В 2013 году был принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, который по своему содержанию полностью соответствует международному стандарту OHSAS 18001:2007. Применение данных стандартов работодателями в соответствии с нормами Федерального закона от 27 декабря 2012 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» является добровольным выбором топ-менеджмента предприятия и направлено на создание условий, способствующих эффективному снижению профессиональных рисков работников.
В 2013 году был принят национальный стандарт Российской Федерации
ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, который по своему содержанию полностью соответствует международному стандарту OHSAS 18001:2007. Применение данных стандартов работодателями в соответствии с нормами Федерального закона
от 27 декабря 2012 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» является добровольным выбором топ-менеджмента предприятия и направлено на создание условий, способствующих эффективному снижению профессиональных рисков работников.
Внедрение и обеспечение функционирования на предприятии эффективной системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (далее – Cистема менеджмента) персонала в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», который по своему содержанию полностью соответствует международному стандарту OHSAS 18001:2007 «Occupational health and safety management systems – Requirements» (далее – ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007) предполагает разработку локальной нормативной базы предприятия, включающую проекты организационно-распорядительных документов системы менеджмента, направленных на выполнение таких базовых принципов корпоративного управления, как:
– обеспечение приоритета экономических интересов и целей предприятия перед социальными обязательствами работодателя;
– укрепление лидерства и авторитета топ-менеджмента предприятия;
– обеспечение приоритета мероприятий по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков;
– повышение культуры безопасного труда и вовлеченности персонала предприятия в процесс внедрения и обеспечение результативности Системы менеджмента предприятия.
Источник фото: shutterstock.com.
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ
В целях обеспечения эффективной организации работ по разработке и внедрению система менеджмента в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:200718001:2007 и прохождения сертификации предприятия на соответствие требованиям данного стандарта в организации должны быть изданы соответствующие приказы и распоряжения, в том числе локальные акты о введении в действие соответствующих документов Система менеджмента персонала предприятия, а именно:
– Положения о системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья персонала;
– Руководства по идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах предприятия;
– Руководства по управлению рисками для здоровья и безопасности на рабочих местах предприятия;
– Положения о руководителе Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья предприятия;
– Положения о руководителе группы внутреннего аудита Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;
– Положения о руководителе группы по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах предприятия;
– Положения о повышении квалификации работников, связанного с разработкой, внедрением и обеспечением функционирования Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.
Образец формы приказа организации о введении в действие Положения о
Системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья персонала
Проект
ОАО «Трикотажная фабрика им. А.М. Горького»
ПРИКАЗ
«18» ноября 2017 г. № 64
О введении в действие Положения о системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья персонала ОАО «Трикотажная фабрика им. А.М. Горького» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
В целях выполнения Приказа №42 от 12.06.2017 г. «О проведении международной сертификации и дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда ОАО «Трикотажная фабрика им. А.М. Горького» (далее – Предприятие) на основе передового международного опыта с учетом требований ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007»
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2018 года «Положение о системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья персонала ОАО «Трикотажная фабрика им. А.М. Горького» (далее – «Положение о Системы менеджмента персонала ОАО «Трикотажная фабрика им. А.М. Горького»).
2. Начальникам цехов Предприятия принять «Положение о Системы менеджмента персонала ОАО «Трикотажная фабрика им. А.М. Горького» к руководству и исполнению.
3. Службе персонала внести соответствующие изменения в Реестр локальных актов Предприятия.
4. На начальника Отдела Охраны труда и промышленной безопасности Петренко О.П. возложить обязанности контроля за исполнением настоящего Приказа.
Генеральный директор Синельников Ю.П.
|
В частности, Положение о повышении квалификации персонала предприятия в рамках Системы менеджмента должно содержать квалификационные требования, предъявляемые к категориям обучающихся и численности учебных групп, в том числе групп внутреннего аудита (руководитель группы и члены группы), групп по идентификации опасностей и оценке рисков (руководитель группы и члены группы). В данном Положении указываются сроки проведения обучения, представлены программы повышение квалификации, а также сведения о сферах компетенции преподавателей соответствующих учебных центров.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 перечень документов Система менеджмента персонала предприятия включает локальные акты организации, которые устанавливают порядок функционирования таких соответствующих структурных элементов системы управления, как:
– политика и цели организации в области обеспечения профессиональной безопасности и охраны здоровья работников предприятия;
– планирование деятельности предприятия в рамках функционирования Системы менеджмента;
– внедрение и функционирование Системы менеджмента (процедуры установления обязанностей, идентификации законодательных, нормативных и иных требований, применимых на предприятии, обеспечения компетентности персонала, его подготовки и осведомленности, управления документами и так далее);
– внутренний контроль соответствия деятельности организации в области обеспечения профессиональной безопасности и охраны здоровья работников предприятия действующим законодательным и нормативным требованиям (процедуры проведения внутренних аудитов, обеспечения подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них);
– анализ эффективности функционирования Системы менеджмента со стороны руководства предприятия;
– локальные акты предприятия, в том числе записи, установленные организацией как необходимые для результативного планирования и осуществления процессов, относящихся к Системы менеджмента, а также управления ими.
Источник фото: shutterstock.com.
На схеме ниже показана структура системы локальных актов предприятия, обеспечивающих разработку и внедрение Системы менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. При разработке системы документооборота в рамках Системы менеджмента необходимо учитывать характер имеющихся опасностей на рабочих местах предприятия и масштаб профессиональных рисков работников с целью минимизации обмена информацией, обеспечивающего повышение эффективности и результативности управления.
Структура системы документооборота в рамках Системы менеджмента персонала предприятия формируется по иерархическому (многоуровневому) принципу.
На базовом уровне находятся документы, содержащие законодательные, нормативные и другие требования (международные соглашения, конвенции, договоры и т.д.; Федеральные законы РФ; постановления Правительства РФ; приказы органов исполнительной власти РФ; методические документы; нормативно-технические документы).
Первый уровень иерархии документов в рамках Системы менеджмента персонала предприятия отводится таким документам концептуального характера, как правило, локальным актам предприятия, как, например, Политика организации в области обеспечения профессиональной безопасности и охраны здоровья работников.
Источник фото: shutterstock.com.
На втором уровне иерархии документов, например, находятся такие локальные акты предприятия, входящие в систему документооборота Системы менеджмента персонала, как:
– приказ о распределении обязанностей в рамках Системы менеджмента;
– приказ о ежегодной отчетности подразделений по выполнению планов мероприятий в области безопасности труда и охраны здоровья работников перед руководством организации;
– приказ по предприятию об организации повышения квалификации руководителей и исполнителей в области соблюдения требований ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 и соответствующие программы, план-график, протоколы с результатами обучения;
– план-график проведения работ по идентификации опасностей и оценке рисков на предпориятии;
– перечень рабочих мест, на которых проводится идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков;
– программы и отчеты о проведении внутреннего аудита Системы менеджмента и так далее...
Все публикации