Информация – важнейший инструмент промышленной безопасности
16.08.2019 12:12:00
Надежная, всесторонняя и доступная для понимания информация играет важнейшую роль в вопросах обеспечения безопасности и гигиены здоровья на производстве. Пользователями такой информации являются менеджеры, рабочие, специалисты и представители по технике безопасности и здравоохранению на производстве, члены комитетов по технике безопасности и гигиене здоровья. Специалисты, представители и члены комитетов несут ответственность, помимо прочего, за предоставление информации другим лицам. Законы о технике безопасности и здравоохранении на производстве во многих странах требуют, чтобы информация предоставлялась рабочим правительствами, работодателями, поставщиками химической продукции и другими организациями, а так же чтобы она разрабатывалась организациями, например, компаниями, к которым должны применяться законы.
Надежная, всесторонняя и доступная для понимания информация играет важнейшую роль в вопросах обеспечения безопасности и гигиены здоровья на производстве. Пользователями такой информации являются менеджеры, рабочие, специалисты и представители по технике безопасности и здравоохранению на производстве, члены комитетов по технике безопасности и гигиене здоровья.
По мнению экспертов МОТ специалисты, представители и члены комитетов несут ответственность, помимо прочего, за предоставление информации другим лицам. Законы о технике безопасности и здравоохранении на производстве во многих странах требуют, чтобы информация предоставлялась рабочим правительствами, работодателями, поставщиками химической продукции и другими организациями, а так же чтобы она разрабатывалась организациями, например, компаниями, к которым должны применяться законы.
ИНФОРМАЦИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
С точки зрения пользователя внутри организации, информация по охране и гигиене труда бывает двух основных типов:
Информация, порождаемая внешними источниками. Эта информация требуется внутри организации, чтобы удовлетворять определенные нужды и решать проблемы. Она разнообразна, объемна и поступает из многочисленных источников (см. Таблицу). Чтобы добиться желаемых стандартов надежности, всесторонности и доступности для понимания, ею необходимо управлять.
Управление информацией включает три непрерывных процесса:
– Анализ информационных нужд пользователей информации;
– Идентификация и получение требуемой информации;
– Предоставление информации, необходимой пользователям.
Информация, порождаемая внутренними источниками. Эта информация используется для содействия в идентификации проблем по технике безопасности и здравоохранению, для мониторинга выполнения работы и для соблюдения юридических требований. Сбор, кодирование и хранение информации и исследований несчастных случаев может помочь идентифицировать повторяющиеся несчастные случаи и выявить их причины. Например, записи о воздействии на отдельных рабочих со стороны определенных химических веществ могут сыграть роль через несколько лет, если возникнут вопросы о производственных заболеваниях.
Из таких данных информацию можно извлечь при помощи анализа. Чтобы анализ позволил сделать надежные выводы, данные должны быть полными и достоверными. Чтобы информация была достоверной, она должна быть собрана в соответствии с научными принципами, считают эксперты МОТ. Например, заранее должен быть сформулирован вопрос или проблема, чтобы были собраны все соответствующие данные и чтобы:
– были строго определены типы данных, которые необходимо включить в сбор и обработку данных;
– cбор данных осуществлялся последовательно, и при этом осуществлялась проверка их действительности и целостности;
– были понятны и указаны ограничения по данным.
Управление информацией включает процессы сбора, хранения, восстановления и анализа данных.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ
Задачи эффективного управления информацией часто организуются и осуществляются информационной службой. К функциям такой службы относятся:
1. Обеспечение того, чтобы при необходимости предоставлялась существенная и обновленная информация, и чтобы пользователи не были перегружены избыточной и ненужной информацией.
2. Приведение информации в форму, пригодную для использования людьми, которым она требуется. Осуществление подобной работы часто требует детального представления о нуждах людей, которым требуется информация, и глубокое представление об информации, которая им нужна.
3. Помощь пользователям в поиске нужной для них информации.
4. Активное распространение информации. Доступ к информации по охране и гигиене труда должны иметь все, а не только какая-либо избранная группа. Настольные публикации снизили стоимость производства брошюр, бюллетеней и других материалов для широкого распространения.
5. Сбор и предоставление информации эффективным и рентабельным образом. Ни одна из информационных служб не имеет неограниченного бюджета.
6. Приписывание равных приоритетов как сбору, так и предоставлению информации.
7. Предоставление и координация ресурсов и экспертизы, необходимой для производства и анализа информации, порождаемой внутренними источниками, включая:
– cистемы информации по технике безопасности компании (записи по несчастным случаям, отчеты об инцидентах и авариях);
– cтатистику по несчастным случаям и профзаболеваниям, реестры воздействия;
– базы данных по исследованиям несчастных случаев средней тяжести и с летальным исходом;
– обзоры собранных специальных данных;
– проверку систем записи и баз данных;
– cписки, реестры и адреса экспертов;
– базы медицинских данных и т.д.
Информационная служба предприятия также выполняет функции исследования средств производства. Часто используются методы, пришедшие из научных дисциплин, например, из эпидемиологии и статистики. Информационная служба может помочь исследованиям собрать базовую информацию, которая им необходима, предоставить компьютерные средства для хранения данных и распространить результаты исследования среди групп лиц, которых касаются вопросы гигиены труда и технике безопасности. В некоторых видах исследований информационная служба может также участвовать в сборе данных.
Чтобы информационная служба могла выполнять все эти функции успешно, она должна преодолеть различные проблемы. Одной из все еще существующих проблем являются быстрые темпы роста и без такого значительного объема информации, которая потенциально относится к промышленной безопасности, охране и гигиене труда. Эта проблема усложняется многочисленными обновлениями и пересмотрами существующей информации. Продолжение этой проблемы заключается в том, что избыток информации скрывает недостаток междисциплинарного материала.
Специалистам передается значительная часть информации, которая получена в результате исследований, например, в медицине труда и инжиниринге, и может быть не доступна для понимания кем-либо еще. При этом новые знания не передаются некоторым потенциальным пользователям, для которых они могут иметь огромное значение. Одна из ролей информационной службы заключается в том, чтобы стимулировать разработку междисциплинарных материалов.
Другие проблемы возникают из-за препятствий, с которыми могут сталкиваться потенциальные пользователи при оценке и использовании информации. В их перечень, как правило, входят следующие проблемы.
«Человеческий» язык. Значительная часть информации по гигиене труда и безопасности написаны языком, который пользователи либо не понимают вообще, либо не понимают достаточно хорошо.
Информационная службы должна иметь возможность видоизменять информацию и жаргон, переводя его на бытовой язык пользователя и не теряя при этом качества информации. Компьютеры могут помочь преодолеть языковые барьеры. Они могут содействовать в переводе с одного языка на другой и воспроизводить автоматически тексты на одном языке при вводе их пользователем на другом. При помощи компьютеров для генерации структурного текста можно автоматически писать различные отчеты.
Грамотность. Другой барьер для эффективных коммуникаций, связанный с языком, может возникать из-за того, что уровни грамотности потенциальных пользователей ниже уровней считывания, необходимых для понимания сведений по промышленной безопасности, охране и гигиене труда, носящих, главным образом, технический характер. Компьютеры предлагают содействие в преодолении этого барьера при помощи методов, которые автоматически анализируют уровни считывания написанных материалов, которые затем оцениваются на предмет удобства для определенных пользователей.
Ограничения на распространение и наличие. Некоторые сведения по промышленной безопасности, охране и гигиене труда, представляющие большую важность, могут попасть в группу конфиденциальной информации. Примерами могут быть медицинские данные, профессиональные секреты, некоторые правительственные документы. Законодательство по охране интеллектуальной собственности также ограничивает копирование разных типов информации.
Эксперты МОТ справедливо считают, что при некоторых обстоятельствах сохранение информации в тайне играет такую же роль, как и ее распространение. Конфиденциальность информации бывает необходимой для лиц и организаций, генерирующих ее. Управление информацией включает методы для избежания проблем с конфиденциальностью, например, использование обобщенных, а не индивидуальных данных, и приобретение знаний о законодательных требованиях для защиты тайны информации.
Средства доступа к информации (средства поиска), используемые в библиотеках для поиска информации. Не все пользователи знают, как использовать прогрессивные средства доступа к информации, например, компьютерные каталоги (см. ниже), и не вся информация может быть легко доступна при помощи средств доступа. Большая часть средств доступа к информации требует опыта и навыков, а также хорошего знания английского языка. Системы меню являются попыткой упростить задачу лица, ведущего поиск, но упрощение может привести к скрытию информации. Подобные проблемы могут быть минимизированы, если специалисты по информации берут на себя роль наставника.
Клавиатура компьютера. Для некоторых людей клавиатура компьютера является барьером, потому что они не обучены ее использовать. Некоторые лица с ограниченными способностями не могут ее использовать вообще или в течение продолжительных периодов. В таких случаях могут применяться альтернативные средства общения с компьютером, обеспечивающие распознавание голоса.
Финансовая (и экологическая) стоимость информации и доставки документов. Бумага является дорогим носителем для распространения информации. Хотя предполагается, что компьютеры экономят бумагу, на практике они могут приводить к значительным бумажным отходам. Тщательно управляемые компьютерные информационные системы являются наиболее эффективным (и наименее обременительным для окружающей среды) способом распространения и хранения информации...
Все публикации