Консультация: зачем заниматься управлением профессиональными рисками с точки зрения закона?
23.09.2019 12:58:00
Помимо очевидной практической ценности процедуры управления профессиональными рисками, которая сама по себе должна мотивировать заниматься ею, есть также ряд положений нормативных документов, обязывающих работодателей управлять профессиональными рисками. О них и пойдет речь в настоящем материале.
Помимо очевидной практической ценности процедуры управления профессиональными рисками, которая сама по себе должна мотивировать заниматься ею, есть также ряд положений нормативных документов, обязывающих работодателей управлять профессиональными рисками.
О них и пойдет речь в настоящем материале.
Автор публикации:
Юлия Куроптева,
заместитель директора Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. До 2016 года данное положение, а также определение риска, по сути, были единственными упоминаниями в нормативных правовых актах на тему оценки и управления профессиональными рисками.
Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, которое определяет процедуру управления профессиональными рисками как один из элементов СУОТ. Фактически еще в 2016 году законодатель дал понять, что заниматься оценкой рисков нужно, сопроводив данное требование рядом методических рекомендаций по организации работы.
После принятия Типового положения о СУОТ, Минтрудом России подготовлены предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми планировалось дополнить раздел Х «Охрана труда» рядом положений по оценке и управлению профессиональными рисками. Однако, на текущий момент данные изменения находятся в стадии законопроекта.
В марте 2019 года Федеральная служба по труду и занятости издает Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77). Данными рекомендациями руководствуются государственные инспекторы труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями на производстве.
Пунктом 10.2 рекомендаций определено, что при проведении внеплановой проверки государственный инспектор труда запрашивает у работодателя:
– перечень (реестр) опасностей;
– документ, описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
– документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
– документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
На основании данных документов инспектор сначала определяет, какая опасность привела к получению травмы работником или его смерти. Далее производится оценка качества организации работодателем процедуры управления профессиональными рисками, то есть оценивается полнота перечня выявленных опасностей, качество и адекватность используемого метода оценки уровня рисков, а также установленные уровни оцененных рисков, полнота и эффективность разработанных мер управления.
Кроме того, методические рекомендации определяют, что результаты оценки и управления профессиональными рисками должны учитываться при реализации других процедур по охране труда:
– все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок.
– средства индивидуальной защиты должны выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей, средства коллективной защиты также должны устанавливаться с учетом выявленных опасностей.
– информирование работников об условиях труда на их рабочих местах (вредных и опасных производственных факторов по результатам проведенной специальной оценки условий труда и идентификации опасностей), уровнях профессиональных рисков может осуществляться в форме включения соответствующих положений в трудовой договор работника.
– работодатель при проведении инструктажей обязан довести до сведения работников информацию о результатах специальной оценки условий труда и идентификации опасностей (при недоведении данной информации до работника инструктаж не может считаться проведенным, а работник не должен быть допущен до работы).
Соответственно, необходимо иметь ввиду, что если в организации произойдет несчастный случай, то в рамках внеплановой проверки нужно быть готовым предоставить инспектору документы, которые подтверждают, во-первых, проведение работ по оценке и управлению профессиональными рисками, а во-вторых, интеграцию ее результатов в другие процессы и процедуры охраны труда (обучение, инструктажи, обеспечение СИЗ, информирование и пр.).
Напомним, что управление профессиональными рисками является единственным инструментом в системе управления охраной труда, который позволяет напрямую влиять на обеспечение безопасности работников путем предвидения опасностей, разработки соответствующих мер управления и предотвращения несчастных случаев на производстве. Но до недавнего времени только единичные компании осознанно признавали ее необходимость и ценность. Сейчас уже на уровне закона процедура приобретает обязательный характер, на что и обращаем внимание тех, кто еще не задумывался о внедрении управления рисками в систему управления охраной труда.
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:
Все публикации