Вирус работы: еще раз о жертвах профессионального выгорания
03.10.2019 14:20:00
Условия трудовой деятельности в офисе экстремальными не назовешь. Но, несмотря на внешний комфорт и благоустроенность, чиновники, управленцы и менеджеры среднего звена почему-то отнюдь не выглядят живчиками. Неврозы, депрессия, шизофрения, алкоголизм, остеохондроз, простатит, трудно диагностируемая онкология – далеко не полный список заболеваний, которые атакуют склонных к трудовым рекордам управленцев. Какие еще хвори могут настичь заложников собственной карьеры, и можно ли совершать стахановские подвиги, сохраняя здоровый цвет лица?
Условия трудовой деятельности в офисе экстремальными не назовешь.
Но, несмотря на внешний комфорт и благоустроенность, чиновники, управленцы и менеджеры среднего звена почему-то отнюдь не выглядят живчиками. Неврозы, депрессия, шизофрения, алкоголизм, остеохондроз, простатит, трудно диагностируемая онкология – далеко не полный список заболеваний, которые атакуют склонных к трудовым рекордам управленцев. Какие еще хвори могут настичь заложников собственной карьеры, и можно ли совершать стахановские подвиги, сохраняя здоровый цвет лица?
Считать, что работа – не праздник, а будни – серые по определению, – наш cтаринный русский обычай. Как правило, до обеда всегда хочется есть, после обеда – спать и такое чувство, что мало платят! Принято считать, что повседневное существование успешных, амбициозных и молодых представителей «офисной интеллигенции» похоже на сахар. Однако никто не задумывается об обратной стороне медали. Бешеная конкуренция на рынке труда заставляет их работать в режиме нон-стоп по 12 и больше часов в сутки. Молодые годы проходят под олимпийским лозунгом «Быстрее, выше, сильнее!». Расслабиться, отключиться и отдохнуть практически невозможно, потому что страшно сойти с дистанции и потерять набранные очки. И все это на фоне желания быть всегда первым, контролировать все происходящее и страха оказаться вне игры.
Олимпийские темпы карьерных скачек, как несложно догадаться, не лучшим образом влияют на физическое и психическое здоровье «белых воротничков». Как уверяют медики, болячки тем серьезней, чем выше должность и больше ответственность. Сами того не подозревая, трудоголики постоянно испытывают на прочность свое драгоценное здоровье. Например, длительное нахождение перед компьютером травмирует позвоночник примерно так же, как может травмировать его неправильный подъем больших тяжестей. А немецкие ученые пришли к выводу, что повышенный уровень шума в офисе увеличивает риск инфаркта.
СИНДРОМ ЧЕМПИОНОВ
С точки зрения психологов, трудоголизм – это один из способов заполнить душевную пустоту. Однако мало кто из трудоголиков всерьез задумается о том, что ему в итоге грозит так называемый синдром выгорания. У работника формируется зависимость викарного характера. И как средство заполнения этой пустоты трудоголизм оказался в одном ряду с такими человеческими слабостями, как жажда накопительства (всех денег не заработаешь, но стремиться к этому надо), любовь к светским развлечениям, запойное чтение литературы (отмирающий вид) и фанатизм (кто болеет за «Торпедо», тот упал с велосипеда, а чемпион – сами знаете кто). Наиболее «ярким» последствием работоголизма становится синдром эмоционального выгорания.
В 80-х годах продолжительность жизни руководящих работников в европейских корпорациях сократилась до 50 – 55 лет. Менеджеры умирали прямо на рабочем месте или в залах заседаний от инсультов, инфарктов, острых расстройств пищеварения или обмена веществ. В это же время в США открыли новую загадочную болезнь – синдром менеджера, или синдром хронической усталости. Вспышка странной инфекции произошла внезапно и поразила представителей одной социальной группы – молодых преуспевающих бизнесменов-трудоголиков. Подверженные ей люди жаловались на усталость, депрессивное состояние и потерю интереса к окружающему миру. Посовещавшись, врачи пришли к выводу, что это вовсе не инфекция, а самая настоящая психическая болезнь. Несколько лет подряд так называемый «грипп Яппи» косил ряды успешных предпринимателей. Некоторые из них, пережив депрессии и нервные срывы, бросили бизнес и стали основное свое время проводить с семьей.
Среди современных российских бизнесменов все еще бытует мнение, что если ты занимаешь высокий пост и получаешь хорошую зарплату, то должен в буквальном смысле жить в офисе. Сильнее всех достается руководителям крупных корпораций. Они находятся в напряженном состоянии даже в короткие 10-минутные перерывы, предусмотренные рабочим графиком. Психологи называют такое поведение бизнес-зависимостью.
Привыкший работать в условиях дедлайна организм вырабатывает немалое количество адреналина. Несмотря на выгорание человек привыкает к своеобразному удовольствию и подсознательно постоянно готов к «продолжению банкета». Некоторые эксперты винят в этом и неблагоприятную ситуацию в стране. Россияне хорошо помнят страхи безденежья и нестабильности. Сегодняшнее экономическое положение многих фирм и, соответственно, их сотрудников тоже оставляет желать лучшего. Боясь снова оказаться у разбитого корыта, люди впадают в зависимость от своей работы. По прогнозам экспертов, эпидемия хронической усталости продлится в России примерно до 2012 года, пока общий трудовой энтузиазм страны не пойдет на спад...
Все публикации