Обеспечение профессиональной безопасности и сохранение здоровья персонала наземных служб аэропортов
25.06.2020 8:10:00
Значение гражданских аэропортов во всем мире быстро возрастало по мере развития воздушного транспорта. Инженерно-технически работы, связанные с осмотром и ремонтом самолетов и двигателей, в основном проводятся в соответствии с общепринятыми правилами технического обслуживания. Однако операции по текущему межрейсовому обслуживанию самолетов отличаются особенностями, характерными только для авиации. К таким операциям относятся заправка топливом проверка оборудования, небольшие регулировочные работы, чистка салона и фюзеляжа самолета, пополнение расходуемых запасов на борту воздушного судна и т.п.
Сегодня мы обзорно рассмотрим вопросы обеспечения безопасности труда персонала, занятого в аэропортах обслуживанием и загрузкой самолетов, а также багажными операциями.
Источник фото: pixabay.com.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ САМОЛЕТОВ
Значение гражданских аэропортов во всем мире быстро возрастало по мере развития воздушного транспорта. Инженерно-технически работы, связанные с осмотром и ремонтом самолетов и двигателей, в основном проводятся в соответствии с общепринятыми правилами технического обслуживания. Однако операции по текущему межрейсовому обслуживанию самолетов отличаются особенностями, характерными только для авиации. К таким операциям относятся заправка топливом проверка оборудования, небольшие регулировочные работы, чистка салона и фюзеляжа самолета, пополнение расходуемых запасов на борту воздушного судна и т.п.
Источник фото: pixabay.com.
Как только самолет останавливается у разгрузочной стоянки, бригада механиков начинает выполнение комплекса операций, характер которых в известной мере определяется типом самолета. Механики проверяют системы обеспечения безопасности, которые должны инспектироваться после каждого приземления, а также анализируют недостатки и дефекты, которые могли быть замечены командой самолета во время полета, и, если это требуется, делают ремонт. Только после проведения указанных работ они докладывают о готовности самолета к следующему полету.
Существенную роль играют климатические и метеорологические условия: в зонах холодного климата может потребоваться проведение работ по борьбе с обледенением крыльев, шасси, закрылков и т.д., а в зона жаркого климата особое внимание уделяется состоянию резины на колесах.
Заправка топливом выполняется работниками нефтяных компаний под наблюдением механиков. Количество заливаемого горючего определяется специальной службой на основе таких факторов, как продолжительность полета, взлетный вес, маршрут рейса и возможные отклонения.
Источник фото: pixabay.com.
Бригада мойщиков очищает салоны, заменяет грязные или поврежденные подушки, одеяла и т.п., очищает туалеты и заполняет водой предназначенные для этого баки. Под наблюдением официальных представителей органов здравоохранения мойщики могут также провести обработку самолета против микробов и насекомых.
Источник фото: pixabay.com.
НАЗЕМНЫЕ СЕРВИСНЫЕ СЛУЖБЫ
Персонал отдела наземного сервиса снабжает самолет всем необходимым для удобства пассажиров подушками, пледами, газетами, журналами, продуктами бортового питания, а также исправным аварийно-спасательным оборудованием ― спасательными жилетами и комплектами для оказания первой медицинской помощи. Если на борту самолета находятся инвалиды или больные, то могут потребоваться носилки, кислородные подушки, медикаменты и т.п.
Особая аккуратность требуется при погрузке продуктов питания и напитков в бортовую кухню.
Источник фото: aif.ru.
Гигиена питания является важной проблемой для воздушного транспорта. Необходимо исключить всякую возможность пищевого отравления пассажиров и особенно членов экипажа самолета. Как правило, приготовление пищи выполняется на высоком гигиеническом уровне и строго контролируется. Продукты питания тщательно проверяются с точки зрения их качества и гигиеничности. Некоторые продукты подвергаются заморозке (до - 40 °С), хранятся при температуре - 20 °С и в полете разогреваются.
ПОГРУЗКА И РАЗГРУЗКА БАГАЖА И ГРУЗОВ
Грузы могут быть самыми различными ― от контейнеров с радиоактивными материалами до свежих фруктов и овощей, от технического оборудования до животных.
Грузы принимаются специальным персоналом, который осуществляет необходимые формальности на таможне. Грузы помещаются в хранилища, откуда грузчики с помощью современного механического погрузочно-разгрузочного оборудования и внутриаэродромного транспорта переправляют их в грузовой отсек самолета под специального персонала, осуществляющего разгрузку, компоновку, центровку и крепление багажа и грузов в специальном отсеке самолета.
Источник фото: pixabay.com.
Пассажиры принимаются и регистрируются представителями авиакомпаний и проходят официальные административные формальности (паспортный контроль, предъявление справок о прививках и т.п.). Личный багаж пассажиров хранится в багажном отсеке самолета вместе с грузом.
Источник фото: pixabay.com.
Все погрузочно-разгрузочные операции (связанные с пассажирами, грузами, багажом, топливом, припасами и т.д.) организуются и контролируются специалистом, который составляет «план загрузки». Этот план передается пилоту до взлета самолета. После завершения всех работ и проверок, проведение которых диспетчер аэропорта сочтет нужным, он дает разрешение на взлет.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЛЯ НАЗЕМНОГО ПЕРСОНАЛА И
ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
Большинство из указанных выше работников аэропортов подвержены различным опасностям во время работы. Все они работают на открытом воздухе, на них воздействуют значительные колебания погодных условий, высокий уровень шума от авиационных двигателей, особенно реактивных, а также от обслуживающих транспортных средств.
Источник фото: pixabay.com.
Опасность дорожно-транспортных происшествий особенно велика в зоне аэродромов с интенсивным движением транспортных средств. Заправка воздушных судов топливом предполагает применение топливозаправщиков с огромными резервуарами авиационного керосина. Проливы или протечки жидкого горючего повышают риски его воспламенения.
Особого внимания требует обращение с погрузочно-разгрузочными механизмами. Работа здесь должна быть организована по сменам и выполняться в сжатые сроки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Необходимо разработать и ввести строгие правила движения транспортных средств на бетонированных площадках на стоянках воздушных судов, на перронах и рулежных дорожках.
Источник фото: pixabay.com.
Все оборудование следует регулярно обслуживать и проверять. Защиту органов слуха от шума можно обеспечить при помощи противошумовых экранов и эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов слуха.
Должна быть обеспечена выдача соответствующей рабочей одежды с учетом различных климатических условий (жары, холода, осадков и т.п.), а также СИЗ рук, глаз и лица, обуви с рифленой подошвой и армированными носками.
Источник фото: pixabay.com.
При заправке топлива необходимо строжайше соблюдать правила противопожарной безопасности. Противопожарное оборудование всегда должно находиться в полной готовности.
Источник фото: pixabay.com.
Периодически поступали сообщения о том, что фюзеляж и крылья самолетов загрязнялись при их пролете через радиоактивные облака или осадки, образовавшиеся в результате термоядерных взрывов. Если такое случается, то самолет необходимо проверить на заражение и при необходимости немедленно дезактивировать.
Источник фото: pixabay.com.
МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ
Все работники должны быть вакцинированы против известных инфекционных заболеваний в зависимости от региона и ареала распространения патогенов. Это предотвращает заражение от пассажиров и грузов. Рабочие, занятые погрузкой и разгрузкой или имеющие дело с органическими отходами, должны пройти обязательную вакцинацию от столбняка.
Необходим строгий контроль с проведением медицинских обследований перед устройством на работу и периодических осмотров, которые должны включать аудиометрию для определения возможной потери слуха.
Источник фото: pixabay.com.
Среди руководящих работников аэропорта немало людей, несущих большую ответственность и подверженных продолжительным стрессовым нагрузкам высокого уровня. Сотрудники аэропортов, выполняющие руководящие, исполнительские и контролирующие функции, работают посменно и, кроме того, имеют контакт с пассажирами, прибывающими из разных стран. Поэтому они должны находиться под медицинским наблюдением, им нужно делать соответствующие прививки.
А. Аллар, А. Брунс, Л.М. Влеминкс
Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. Пер. с англ. Редкол. Советского издания.: гл. ред. А.П. Бирюкова; А.А. Брежнев; Н.Ф. Измеров; М.М. Кравченко и др. ― Т. 1. А ― Ж. ― М.: Профиздат, 1985 ― с. 1-696.
Еженедельный дайджест новостей портала на электронную почту
Все публикации