Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Вячеслав Кржановский: «Для меня первостепенным всегда будет человек. Сначала охрана труда и только потом промышленная безопасность»

06.02.2020 11:35:00
Портал «Труд. Эксперт – Управление» продолжает серию интервью с ведущими российскими экспертами по теме реализации концепции VISION ZERO и ее семи золотых правил. Новая встреча прошла на территории ООО «Руссдрагмет», управляющей компании группы «Highland Gold Mining Ltd.» Мы встретились и поговорили с директором по безопасности труда Вячеславом Кржановским.




Портал «Труд. Эксперт – Управление» продолжает серию интервью с ведущими российскими экспертами по теме реализации концепции VISION ZERO и ее семи золотых правил. Новая встреча прошла на территории ООО «Руссдрагмет», управляющей компании группы «Highland Gold Mining Ltd.» Мы встретились и поговорили с директором по безопасности труда Вячеславом Кржановским.

 

 
Такие встречи с практикующими специалистами по теме VISION ZERO проходят по инициативе генерального директора Клинского института охраны и условий труда Андрея МОСКВИЧЕВА. И это не просто беседы-интервью двух ведущих экспертов, по итогам которых рождается текст. Это уникальный обмен опытом и мнениями, в ходе которого обе стороны открывают для себя много новой полезной информации. И этой информацией мы рады делиться с нашими читателями.           
 
Вячеслав Валерьевич КРЖАНОВСКИЙ имеет более чем 25-ти летний опыт работы в добывающей и металлургической промышленности. Работал руководителем направления по охране труда в «Объединенной металлургической компании» и «Северстали». В 2018 году был назначен директором по безопасности труда компании «Highland Gold Mining», входящей в топ-10 крупнейших золотодобывающих предприятий в России.

Деятельность компании в России сосредоточена вокруг трех основных производственных центров в Хабаровском, Забайкальском крае и Чукотском автономном округе. Численность персонала составляет 3 500 человек. Круглогодичные подземные и открытые горные работы осуществляются в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Поэтому охрана труда и здоровья в «Highland Gold» является одним из приоритетов деятельности и заложена в основу ее дальнейшего устойчивого развития. Около двух лет назад компания присоединилась к всемирному движению VISION ZERO.
 
«Концепция очень правильная и хорошо подходит, в частности «Highland Gold», 
 сразу отмечает в начале разговора Вячеслав КРЖАНОВСКИЙ.  Суть ее не в том, чтобы обвинить работника, а понять и найти причину создания аварийной ситуации. Концепция создает такие условия, при которых даже ошибка человека не приведет к травматичным последствиям. Логика VISION ZERO полностью совпадает с нашими 22 составляющими охраны труда. Концепция была гибко адаптирована и наложена на систему управления охраной труда в «Highland Gold».
 



 
СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ VISION ZERO: ВЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
И ЛИДЕРСТВО В ОСНОВЕ

 
 
 Вячеслав Валерьевич, как вы считаете, последовательность в семи золотых правилах верная или не имеет никакой роли?  Есть ли в этой последовательности логика?
 

― Конечно, эта логика есть. И правильно, что лидерство поставлено на первое место. Часто ошибка топ-менеджмента заключается в том, что, понимая важность обеспечения безопасности, перекладывают работу на специалиста по охране труда и лишь от него ожидают шаги. Но специалист  это вектор, методист, который направляет. Управлять процессами по безопасности должен руководитель компании, реализовывать их на местах и филиалах  управляющие и функциональные директора. В «Highland Gold» сформирован комитет по охране труда, окружающей среды и безопасности, в состав которого были включены региональные руководители. Тем самым в реализацию VISION ZERO вовлечены руководители высшего звена, от генерального директора до лидеров на местах. 
 


 
― Очень часто топ-менеджер воспринимает лидерство и вовлеченность ограниченно: «я организовал службу по охране труда и сделал все, что возможно». К сожалению, вопросы безопасности начинают включать лишь на этапе эксплуатации объектов и редко, когда ее рассматривают на этапах планирования.
 

 В этом вопросе показателен опыт Тойоты. Там безопасность встроена во все процессы.  Мы используем их опыт и то же самое делаем в «Highland Gold». В первую очередь пересмотрели все стандарты управления, в том числе кадровые, технологические и включили в них вопросы безопасности. Новые стандарты априори формируются с учётом безопасности.  
 


 
 В вопросах лидерства есть несколько позиций. Некоторые рассматривают его как абсолютное соблюдение всех требований и правил. Для многих лидерство – это когда безопасность является неотъемлемой частью всех процессов на предприятии. Что вы думаете по этому поводу?



 
 




 Мне более близка вторая позиция. Но тот свод правил, который сейчас существует в Российской Федерации, запомнить невозможно. В нашей компании есть свод ценностей, в которой безопасность и забота о здоровье занимают первые строчки. Любое совещание начинается с вопросов безопасности. Все руководители об этом знают и готовятся.
 
Лидер не разрешает запускать процесс, даже давно существующий в компании, если он не отвечает требованиям безопасности.  
 
При этом нам есть над чем работать, ошибки еще допускаются. К примеру, ранее в закупках не всегда учитывались вопросы безопасности. Как результат 
 год назад закупили классные автобусы для перевозки людей с полностью сидячими и пристегивающимися местами, но не учли температурный режим.
 

 














 

 
ОЦЕНКА РИСКОВ ― ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА


 
― Второе место в золотых правилах отведено оценке рисков. Насколько важно компаниям заниматься этим? 
 

  Я думаю, все эти правила должны работать постоянно и параллельно. Оценка рисков — это тоже постоянный процесс. Нельзя оценить риск и успокоиться. Все золотые правила входят в единый цикл управления охраной труда.  



 





 
 Все же оценку рисков в VISION ZERO выделяют отдельным правилом. Как вам кажется, почему?  

 
 Для меня оценка рисков  это элемент системы управления.
 
В «Highland Gold» внедряется Система оценки рисков. На ее основе формируются и стандарты, и дальнейшее планирование, и бюджетирование, и стандарты безопасного выполнения работ для рабочих и другие процессы, даже не связанные с охраной труда.

Поэтому этот инструмент мы продвигаем. Если честно, он пока не совсем понятен многим руководителям. Но нужно учить, рассказывать, объяснять. 
 
Специальная оценка условий труда 
 это тоже оценка рисков, которые можно измерить количественными и инструментальными методами.
 


 
― Объем рисков определяет объем мер, реализация которых встраивается в штатные процессы управления предприятием. А что нужно сделать, чтобы определить количество процессов и «толкнуть» их вперёд? К примеру, медицинские осмотры.
 

 Чтобы «толкнуть» процессы, нужно знать риски. Все начинается с оценки рисков.
 
Если говорить про медицину: наши производственные площадки находятся в условиях Крайнего Севера. Если человек заболеет или что-то случится, то вывезти и доставить его в ближайшую больницу трудно и дорого. Поэтому на местах создаем самые современные здравпункты с лучшим оборудованием. Акционеры и руководство компании понимают, что выгоднее создать и оснастить здравпункт, а также пригласить высококвалифицированных врачей, чем иметь риск потери ценного работника и простоя оборудования. 
 
Большое внимание уделяем простым и расширенным медосмотрам. Компания несет серьезные затраты, но оно того стоит. К примеру, электронная система медосмотров помогла нам выявить значительное количество гипертоников. А это серьезный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому создали целую программу для профилактики и лечения.
 
По итогам медосмотров выделили несколько групп рисков для здоровья по различным факторам: с рисками гипертонии, желудочно - кишечному тракту и др. Благодаря использованию результатов оценки рисков появляется больше инструментов для управления процессами сохранения и улучшения здоровья работников.
 



 
ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКА ― НА ПЕРВОМ МЕСТЕ


 
― VISION ZERO выделяет отдельным правилом  создание системы безопасности и гигиены труда. Это правильно? 

 
 Гигиена важный элемент.  Мы когда-нибудь обязательно придем к тому, чтобы в штате был отдельный гигиенист, который смог бы проконтролировать питание и знал бы все особенности и нюансы реализации программ здоровья с точки зрения гигиены труда. На данном этапе в этом нам помогают наши опытные врачи.
 
 


 
ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ  СТУПЕНИ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКА


 
― Мы постепенно перешли к теме мотивации, следующему золотому правилу VISION ZERO. Расскажите, что вы делаете в этом направлении?
 

 Обучение  это одна из ступеней мотивации, в нашем понимании. На одном из активов «Highland Gold» создали хороший обучающий центр, в котором идет полноценное обучение по профессиям. Перед тем как приступить к работе, человек проходит обязательный пятидневный техминимум, в течение которого полностью погружается во все процессы, в том числе и по охране труда. В одном из филиалов построили обучающий центр для водителей, где применяем несколько компьютерных программ, тренажеры для водителей КАМАЗов и БелАзов.
 
Важный момент 
 внутри компании готовим своих внутренних тренеров, в качестве которых выступают как специалисты Департамента ОТ и ПБ, так и руководители производства на местах. 
 
Реализация всего комплекса мер даже за короткий срок отразилась на сохранении кадров. Еще некоторое время назад «текучка» кадров в «Highland Gold» была выше средней по отрасли, но за последний год мы видим снижение этого показателя. Задача 
 продолжить развивать успех в данном направлении.

 


 
ПЕРВОСТЕПЕННЫМ ВСЕГДА БУДЕТ ЧЕЛОВЕК


 
― VISION ZERO выделяет работу оборудования в отдельное золотое правило. Что первично все-таки человек или оборудование?  
 

 Для меня первостепенным всегда будет человек. Мы даже отделы промышленной безопасности (ПБ) и охраны труда (ОТ) переименовали в отделы ОТ и ПБ. То есть сначала охрана труда и защищенность человека, а только потом защищенность оборудования от действий человека.
 
Если мы не вкладываем в человека, то, на какое бы современное оборудование его не поставили, не будет толку.




 
 



 
― С чего должна начать компания, в которой уже существуют процессы по охране труда и которая принимает на себя обязательства по VISION ZERO?   

 
― Первое ― убеждение топ-менеджмента, чтобы руководители высшего звена вовлеклись и включились в работу по охране труда. Затем аудит ― смотрим, где мы находимся относительно золотых правил и всех 23 принципов VISION ZERO. Причем, я бы не ограничился внутренней оценкой, для проведения которой нужны определенные навыки и ресурсы. Внешняя оценка для меня важный элемент. В «Highland Gold» мы такую оценку проводим сейчас. И будем стараться проводить ее периодически, через год-два.  
 
После этого ― оцениваем риски, формулируем цель и пути движения к ней.
 

 
― У многих компаний видение VISION ZERO, концепции нулевого травматизма свое: ноль смертей или ноль травм вообще. А каково ваше видение?
 
 
 Ноль травм вообще. Мы к этому стремимся и движемся поэтапно. Мы любую травму воспринимаем как вероятность смертельного случая.
 
Тем компаниям, которые о безопасности только начинают говорить, я рекомендую пару лет вообще не ставить никаких снижений, а сначала проанализировать, в каком состоянии находится компания в сфере охраны труда. К примеру, наш филиал на Чукотке начинает «жить» с целями только с 2020 года.
 

 
― Как вы считаете, цель ноль достижимая цель? Компании могут работать с нулевым травматизмом?
 

―  Могут. Цель достижимая. В «Highland Gold», например, в 2019 году мы несколько месяцев отработали без травм, а значит, можем отработать, и квартал, и год.
 
Мы привыкли к несоблюдению требований и правил, потому что такой большой объем выполнить невозможно. Поэтому VISION ZERO может стать выходом для российской системы охраны труда. Правил не 50 тысяч как сейчас, а всего семь  это самые главные, важные и значимые  золотые. Но нужен переходный период, чтобы воспиталось новое поколение работников, которые понимают, что они работают по ограниченному количеству правил, но спрашивать за их выполнение будут строго.

 
 
 

 



Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда