Михаил Козлов (ОМК): «Все принципы Vision Zero мы, безусловно, разделяем и исполняем»
06.07.2020 18:59:00
Директор по безопасности производства АО «Объединенная Металлургическая Компания» Михаил Яковлевич Козлов — человек заметный в профессиональном сообществе специалистов по охране труда. Дискуссии с его участием и его выступления на крупных мероприятиях непременно вызывают живой интерес, ведь он всегда готов делиться своим опытом, рассказывать об успешных практиках своей компании по вопросам охраны труда.
Директор по безопасности производства АО «Объединенная Металлургическая Компания» Михаил Яковлевич Козлов — человек заметный в профессиональном сообществе специалистов по охране труда. Дискуссии с его участием и его выступления на крупных мероприятиях непременно вызывают живой интерес, ведь он всегда готов делиться своим опытом, рассказывать об успешных практиках своей компании по вопросам охраны труда.
В рамках наших традиционных встреч с ведущими экспертами по охране труда мы поговорили с Михаилом КОЗЛОВЫМ и узнали, как в ОМК реализуется концепция нулевого травматизма Vision Zero*, что он сам думает об этом и какие советы может дать другим специалистам, изучающим ее практическую сторону.
— Михаил Яковлевич, давайте разберем семь золотых правил Vision Zero. Первое правило говорит о лидерстве. Насколько правильно, что оно выделено именно первым правилом. Что в вашем понимании быть лидером? Какие действия вы сделали, чтобы поддерживать лидерство в своей организации в вопросах безопасности?
— Лидерство верно занимает первую строчку золотых правил в Vision Zero и не только в этой программе. Лидерство — это то, с чего начинается культура безопасности. Объединенная металлургическая компания — хороший пример и в течение 9 лет следует в этом направлении.
Руководители ОМК — лидеры, которые демонстрируют свою приверженность вопросам безопасности. Она стала неотъемлемой частью всей жизни компании и основой для принятия любых управленческих решений. На мой взгляд, это главное в лидерстве, это его суть. Основываясь на принципе лидерства, развивать безопасное производство, обновлять фонды, устанавливать эффективное оборудование, развивать своих работников и т.д.
— Многие понимают лидерство лишь с точки зрения строгого соблюдения правил.
— Это упрощенное восприятие лидерства.
— Что делать компаниям и специалистам, у которых руководство не являются лидерами в области безопасности? Какой совет им дадите, что необходимо сделать специалисту или руководителю по охране труда?
— Лидерами не рождаются, они воспитываются. Поэтому нужно всеми доступными средствами и способами убеждать руководство, обучать его, приглашать внешних консультантов, обсуждать примеры других компаний отрасли, ставших успешными в вопросах безопасности. Если этого не будет, бессмысленно переходить ко второму шагу.
— Второе правило говорит о необходимости оценки рисков. Насколько важен этот процесс?
— Для того, чтобы правильно определить цель и задачи, нужно от чего-то отталкиваться. Такой основой является оценка рисков. Нужно понять, где же нужно максимально «приложиться», чтобы эту цель достичь. Без оценки рисков обсуждать цели и задачи в компании бессмысленно.
— Что делать с требованиями и рисками на этапе оценки, возможно ли эти два процесса делать одновременно и параллельно?
— Начнем с того, что правила и нормы по охране труда, существующие в нашем государстве, на мой взгляд — это минимум. Есть общепринятые мировые практики, на которые мы ориентируемся. Поэтому мы в своем подходе поднимаем планку существенно выше норм. Но перед нами стоит задача — избежать любой вероятности травматизма на этом рабочем месте. Поэтому здесь и требования безопасности должны быть выше. Даже то оборудование, которое поставлено по проекту, сертифицировано, соответствует нормам и требованиям, мы совершенствуем с целью повышения его безопасности.
Поясню на примере легковых автомобилей. Безопасность современных автомобилей меняется быстро, и сегодня она доведена до очень высокой планки. Но при этом тяжесть транспортного травматизма в целом по стране растет. Почему? С одной стороны, высоко подняли пассивную безопасность: оснащенность, антиблокировка, система ЭРА-Глонасс и другие. С другой стороны, травматизм возрастает из-за поведения водителей.
Человек от своего незнания рисков может самое современное оборудование обратить против себя. Я убежден, на рабочем месте нужно сначала оценить риски. То есть работника надо к этому подготовить — обучить, чтобы он мог эти риски на своем рабочем месте сначала распознать, а потом и оценить.
— Третье правило гласит, что необходимо определять цели, а затем разрабатывать программы и политики. Насколько эта последовательность правильная?
— На вершине пирамиды документов по безопасности производства в ОМК стоят миссия и политика. А дальше мы ставим цели и задачи для их реализации. Последовательность крайне важна. Не зря говорят, «лучше плохой план, чем его отсутствие». Если мы чётко понимаем, к чему мы стремимся, то предельно четко и конкретно выстраиваем программу улучшений в духе лучших мировых практик. К сожалению, не всегда люди понимают связь между целями и теми мероприятиями, которые они реализуют. А ведь любое мероприятие в области охраны труда должно проводиться для снижения или устранения риска. Работники должны понимать, как это мероприятие связано с риском. Важная взаимосвязь.
В нашей компании активно развивается такой инструмент как поведенческие аудиты безопасности. Они проводятся на рабочих местах всеми категориями сотрудников. Когда мы внедряли эту программу, начали анализировать и поняли, что происшествия происходят по одним причинам, а люди выявляют другие. То есть корреляция между тем, что люди видят и тем, что происходит на самом деле, опосредованная. Выходя на проведение аудита, работник по началу ставил перед собой задачу — провести аудит, поставить галочку и выявить какие-нибудь опасности. Где он их увидит? Где проще всего увидеть: на проходе, между оборудованием, увидит захламление, нарушение применения СИЗ. И это все отразит.
Но это не те реальные риски, которые формируют реальную опасность на этом рабочем месте. Поэтому мы в рамках дополнительного обучения и наставничества объясняли сотрудникам, что мы от них ожидаем. Учили их видеть реальные риски.
У нас 19 категорий, связанных с различными рисками на производстве, и человек в течение месяца должен последовательно по всем категориям пройти. Например, сегодня — категория — транспортная безопасность. Это значит, что сотрудник обращает внимание, в первую очередь, на несоответствия в области транспортной безопасности. У него есть подсказки, на что конкретно надо обратить внимание. Конечно, если ему встретятся несоответствия из других категорий, он их тоже должен отметить. Но фокус — на транспортную безопасность. Если он пройдет, рано или поздно он с этими реальными рисками встретится, распознает их, почувствует.
— Как вы понимаете пятое правило Vision Zero: обеспечить безопасность работника при работе с оборудованием?
— Понимать это нужно намного шире. Важна и территория, и доступ к этому оборудованию, и складирование, «и крыша над головой, и стены рядом», — все в совокупности.
— Какие источники риска наиболее часто являются причиной возникновения случаев травмирования в вашей компании: здания, сооружения, оборудование или виды работ?
— В металлургической отрасли — это виды работ. Происшествия, связанные с оборудованием, происходят редко. Но они имеют наиболее тяжелые последствия и могут привести к чрезвычайным ситуациям.
ОМК — единственная компания в России, в которой есть внутренние стандарты по механической целостности оборудования, предпусковым проверкам безопасности, техническим изменениям в оборудовании. Стандарты описывают, как оценить безопасность состояния оборудования и способствуют доведению оборудования до безопасного состояния.
Мы твердо уверены: обеспечивая безопасное состояние оборудования, мы мотивируем сотрудника на безопасный труд.
При сдаче оборудования из ремонта в эксплуатацию — как вы знаете, обе стороны, ремонтники и специалисты, которые будут использовать оборудование, подписывают акт, — так вот в нем введена строчка «оборудование готово к безопасной эксплуатации». Именно под этой фразой подписываются ремонтники, а не только под объемами выполненных работ.
— Два последних правила связаны с работниками и персоналом и говорят о необходимости инвестирования в персонал и обучение. Что вы делаете в своей компании в этом направлении?
— Сегодня ОМК строит несколько новых цехов на Выксунском металлургическом заводе, модернизирует оборудование на других. Инвестиции — более 170 млрд руб. Новые производства учитывают все самые современные требования по безопасности труда. В течение ближайших они потребуют более 2 тыс. сотрудников. Для того, чтобы обеспечить их персоналом, компания повышает эффективность уже на существующих производствах. В частности, рутинные операции перекладывает на плечи машин и роботов. Закрывает морально устаревшие мощности с тяжелыми условиями работы. (Например, в 2018 г. остановил последний в России крупный мартеновский цех. Это был эффективный с точки зрения затрат, но неэкологичный и с тяжёлыми условиями для персонала). А высвобождаемый при этом персонал проходит обучение и переходит на современные рабочие места на новые производства.
Инвестпроекты и на других предприятиях, модернизация также неразрывно связаны с улучшением условий труда на рабочем месте.
На предприятиях ОМК активно развивается производственная система. Она во много направлена на улучшение условий труда и быта сотрудников, меняет взгляды на безопасную работу и быт. Практически все предприятия ОМК имеют высший в мировой металлургии уровень развития культуры производства — бронзовые и золотую медали законодателя в области производственной системы — компании «Тойота».
Мы твердо уверены, что у каждого сотрудника на каждом рабочем месте должны быть требования не только к его квалификации и профессии, но и к его знаниям по безопасности производства.
— Через какой механизм вы доводите эту информацию? Через инструкцию?
— Механизмов несколько. Во-первых, в инструкцию по охране труда мы обязательно включаем перечень рисков рабочего места. Потому, что сотрудники должны не просто знать как правильно действовать, чтобы работать безопасно, но и четко понимать те риски, которые его окружают. Информирование организовано через ежедневные сменные собрания, которые происходят перед началом смены. На них обязательно часть времени отводится безопасности.
Если раньше мастер, как пономарь, отчитывал соответствующие главы по безопасности, сотрудники, продремав, шли выполнять свою работу, то сейчас эту работу мы строим следующим образом: беседуем с работниками на предмет того, о чем был разговор на сменном собрании, о чем рассказывал мастер, о каких вопросах безопасности. Мы рекомендуем мастерам как лучшую практику, проходя мимо рабочих мест, напоминать работникам о тех вопросах безопасности, которые звучали с утра и безопасных методах, которые он должен применять конкретно для этой работы.
— Если вернуть тему инвестиций и мотивации персонала, в каких процессах «звучат» вопросы безопасности? Какие подготовительные мероприятия с работниками у вас проводятся?
— Безопасность для нас — это неотъемлемая часть и присутствует во всех бизнес-процессах. Также новые цеха и оборудование полностью соответствует лучшим нормам безопасности и экологичности. Вкладываем много сил и труда в развитие культуры производства. Все это позволяет существенно повысить безопасность и создает более комфортные условия работы. Большую роль отводим внутреннему обучению в Корпоративном университете. Много видов дистанционного обучения с проверкой знаний. Мы обязательно участвуем в разработке этих программ.
— Вы считаете, последовательность золотых правил имеет значение?
— Однозначно, да. Наш пример такой, количество производственных травм в Объединенной металлургической компании по итогам 2019 года снизилось на 43% по сравнению с показателями 2018 года. Показатель по коэффициенту частоты производственного травматизма (LTIFR*) в 2019 году составил 0,72. В 2019 году на предприятиях ОМК было зафиксировано 27 производственных травм, тогда как в течение предшествующего года — 47.
За 2019 год в компании зарегистрировано четыре инцидента с тяжелыми последствиями, в 2018 году таких случаев было семь. Уже более четырех лет, с конца 2015 года, на предприятиях ОМК не случилось ни одного инцидента со смертельным исходом. Результаты 2019 года говорят о высоком уровне зрелости системы управления безопасностью производства ОМК. Промышленное предприятие должно быть совершенно безопасным для каждого, ситуации, которые могут привести к травмам, должны быть исключены. Наша цель – нулевой травматизм!
VISION ZERO
«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» — это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления — производственную безопасность, охрану труда и благополучие работников на всех уровнях производства. В основе гибкой системы Vision Zero лежат семь золотых правил:
1. Стать лидером — показать приверженность принципам.
2. Выявлять угрозы — контролировать риски.
3. Определять цели — разрабатывать программы.
4. Создать систему безопасности и охраны труда — достичь высокого уровня организации.
5. Обеспечивать безопасность и охрану труда на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием.
6. Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки.
7. Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия.
Еженедельный дайджест новостей портала на электронную почту
Все публикации