Об этом говорится в руководстве для работодателей, разработанном Международной организацией труда (МОТ). Эксперты указывают, что зачастую люди просто не могут эффективно работать дома из-за постоянных конфликтов с родственниками или из-за маленьких детей, которые требуют к себе постоянного внимания. Если нет возможности сосредоточиться, а какой продуктивной работе может идти речь? В таких случаях лучше оставить сотрудника работать в офисе, советуют в МОТ.
Перешедших на дистанционный режим работодатель обязан обеспечить всеми техническими средствами, необходимыми для выполнения рабочих задач (например, компьютер, модем и пр.). Рекомендуется возмещать работнику обоснованные расходы, понесенные им при выполнении работы на дому (в частности, за интернет, электроэнергию и т.д.).
Источник фото: pixabay.com.
Предложила МОТ и альтернативные варианты оценки работы удаленного сотрудника. В частности, предлагается контролировать сроки исполнения заданий, оценивать их качество и количество, а не отработанное время. Все это должно быть отражено во внутренних документах компании.
«Компаний, которые перевели 100% своего персонала на удаленный режим, не так и много. Все равно часть сотрудников трудятся в офисе. Но если 30 или 50% работников ушли на удаленку, для компании это означает экономию операционных расходов, ― считает директор Института социально-экономических исследования Финансового университета при правительстве РФ Алексей ЗУБЕЦ. ― На сэкономленные средства она может оплачивать интернет и пользование программами».
В России в 2020 году на удаленную работу перешли около 6 миллионов человек.
Как отмечает профессор Академии труда и социальных отношений Наталья ЛОКТЮХИНА, в России на удаленную работу перешли около 6 млн человек. Уже принят в первом чтении проект федерального закона о регулировании удаленной и дистанционной работы, который в целом соответствует концепции МОТ. «Российские законодатели учли все аспекты, даже разделив дистанционную и удаленную работу, прописав основания перевода на удаленку, обязанности работодателя и т.д. В этом руководстве мы не видим невыполнимых требований, поскольку они достаточно гибкие. Так, например, вполне логичный пункт об охране труда связан с ответственностью работодателя (как оборудовано рабочее место его работника, может ли он в принципе работать удаленно)», ― добавляет эксперт.
Источник фото: pixabay.com.
Оценивать условия труда удаленного работника работодатели могут по-разному, отмечает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» Людмила ИВАНОВА-ШВЕЦ. Например, домой к сотруднику придет специалист по охране труда. «Выполнить все условия и работнику, и работодателю, с одной стороны, реально, нужно лишь правильно составить трудовой договор. С другой стороны ― сложно, потому что могут возникать такие обстоятельства, которые прописать невозможно. Но в процессе развития такой формы занятости рано или поздно все придет в определенную норму, которой будут руководствоваться», ― уверена эксперт.
По данным опроса компании «Гарант», во время пандемии 45% работодателей перевели своих сотрудников на удаленную деятельность. При этом большинство респондентов не снизили активность работы, у 44% она осталась на прежнем уровне, а 17% увеличили производительность своего труда, у 13% возросла эффективность коммуникаций.
Большинству респондентов (68%) не пришлось видоизменять свое домашнее рабочее место. При этом 15% все же купили компьютер или ноутбук, а еще 5% выбрали другого интернет-провайдера. Более половины опрошенных (53%) работали на домашнем компьютере, применяя установленное на нем программное обеспечение, 44% использовали удаленный доступ, а 20% ― облачные сервисы.
51% работников ― участников опроса компании «Гарант» во время пандемии повысили свои профессиональные навыки и знания. Они совместили удаленную работу с получением дополнительного онлайн-образования и считают, что теперь стали более квалифицированными специалистами.
До пандемии основными средствами коммуникаций были электронная почта (95%) и мессенджеры (64%). Программы видеоконференций использовали только 37% респондентов. Во время карантинных мер 60% удаленных работников пришлось освоить новые навыки по видеоконференцсвязи.
Автор материала:
Ольга Игнатова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:
Предлагаемое Вашему вниманию руководство Международной Организации Труда «Удаленный режим работы в условиях пандемии COVID-19: руководство для работодателей» (далее ― Руководство) содержит практические рекомендации для тех предприятий, которые в 2020 году перевели свой персонал на «удаленный режим» работы в качестве альтернативного способа организации труда.
Пандемия коронавируса (COVID-19) продолжает создавать критическую ситуацию в сфере здравоохранения, вызывая беспрецедентную дестабилизацию экономики и рынка труда. Для того чтобы сдержать распространение вируса, в странах мира были приняты многочисленные меры в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ― от физического дистанцирования, ограничения свободы передвижения и закрытия предприятий и организаций, не относящихся к жизненно важным, до изоляции целых городов в различных регионах мира.
Источник фото: pixabay.com.
По мере изменения динамики эпидемиологической ситуации менялись и меры, принимаемые государственными органами для противодействия пандемии. Одной из важных мер, предотвращающих распространение COVID-19, является сокращение физических контактов. По сведениям Международной организации труда (МОТ), в тех странах, где в настоящее время действуют рекомендации или требования о закрытии предприятий, проживает примерно 68% всей мировой рабочей силы, в том числе 81% работодателей.
Работодатели должны научиться жить в этих новых условиях, разрабатывая планы действий в чрезвычайных обстоятельствах для реагирования на новые требования по мере их появления. Многие предприятия изучают возможность перехода на удаленный режим работы (УРР) в качестве временного или альтернативного способа организации труда.
Что такое удаленный режим работы?
Удаленный режим работы ― это способ организации труда, при котором работник выполняет важнейшие функции, связанные со своей работой, с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), при этом находясь дома. В условиях пандемии COVID-19 термин «удаленный режим работы» означает исключительно удаленную работу на дому как временный, альтернативный способ организации труда. Это предполагает, что работодатели и работники несут совместную ответственность и обязательства за обеспечение непрерывной деятельности и занятости.
Источник фото: pixabay.com.
Предприятия применяют удаленный режим работы в целях профилактики или в соответствии с распоряжениями (директивами) государственных органов, направленными на ограничение физических контактов.
В Руководстве приводятся рекомендации для предприятий, в том числе касающиеся функций и обязанностей работодателей и работников, а также рассматриваются вопросы и проблемы, требующие внимания, и способы их решения. В нем также содержится шаблон, с помощью которого предприятия могут разработать собственные правила удаленного режима работы с учетом своей специфики.
В Руководстве содержатся ссылки на международные трудовые нормы МОТ, закрепленные соответствующими конвенциями и рекомендациями. Эти нормы были согласованы и приняты представителями государств, работодателей и работников и положены в основу многих актов национального трудового законодательства.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Еженедельный дайджест новостей портала на электронную почту