Растет разрыв в оплате труда мигрантов и местных работников
21.12.2020 16:31:00
Мигранты зарабатывают почти на 13 процентов меньше работников из числа местных граждан, а в некоторых странах этот разрыв достигает 42 процентов. Об этом говорится в исследовании, подготовленном МОТ. В странах с высоким уровнем доходов мигранты в среднем зарабатывают почти на 13 процентов меньше работников из числа местных граждан, говорится в новом докладе, подготовленном Международной организацией труда (МОТ).
Растет разрыв в оплате труда мигрантов и местных
работников
Мигранты зарабатывают почти на 13 процентов меньше работников из числа местных граждан, а в некоторых странах этот разрыв достигает 42 процентов. Об этом говорится в исследовании, подготовленном МОТ. В странах с высоким уровнем доходов мигранты в среднем зарабатывают почти на 13 процентов меньше работников из числа местных граждан, говорится в новом докладе, подготовленном Международной организацией труда (МОТ).
В ряде стран — таких как Кипр, Италия или Австрия, — разрыв в оплате труда между мигрантами и местными работниками еще выше —– 42, 30 и 25 процентов соответственно. В Финляндии он ниже среднего и составляет 11 процентов, а в Европейском Союзе в целом – почти 9 процентов.
За последние пять лет в ряде стран с высоким уровнем доходов разрыв в оплате труда мигрантов и местных работников увеличился. Так, в Италии, по последним данным, трудовые мигранты получают на 30 процентов меньше местных граждан, в то время как в 2015 году этот показатель составлял 27 процентов. В Португалии разрыв сегодня 29 процентов, а в 2015 году составлял 25 процентов, в Ирландии с 2015 года он вырос с 19 до 21 процента.
Вместе с тем, как показывает исследование МОТ, с проблемами дискриминации и отчуждения мигранты сталкиваются во всех странах, и пандемия COVID-19 лишь усугубила ситуацию.
Они непропорционально представлены в так называемом первичном секторе экономики — сельском хозяйстве, рыболовстве, лесном хозяйстве — и занимают больше, чем местные граждане, рабочих мест во вторичном — горнорудном деле, обрабатывающей промышленности, электро-, газо- и водоснабжении, а также строительстве.
«Трудовые мигранты на рынке труда нередко сталкиваются с неравенством обращения, в том числе в том, что касается оплаты труда, доступа к трудоустройству и профессиональной подготовке, условий труда, социального обеспечения и профсоюзных прав. Между тем в экономике многих стран они играют основополагающую роль и не могут считаться гражданами второго сорта», — говорит руководитель отдела трудовой миграции МОТ Мишель ЛЕЙТОН (Michelle LEIGHTON).
НЕСООТВЕТСТВИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ
Трудовые мигранты зарабатывают меньше местных граждан, имеющих такую же, как у них, квалификацию и относящихся к той же профессиональной категории. Они чаще местных занимаются неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом, не соответствующим уровню их образования и навыков, и это может говорить о дискриминации при приеме на работу. Высокообразованные трудовые мигранты в странах с высоким уровнем доходов имеют также меньше шансов получить работу высокой профессиональной категории.
Так, в Соединенных Штатах и Финляндии, где среди трудовых мигрантов люди со средним образованием составляют соответственно 78 и 98 процентов, доля мигрантов, занятых высоко- или среднеквалифицированным трудом, составляет всего 35 и 50 процентов. Это говорит о том, что мигрантам трудно найти применение своим навыкам и опыту в других странах — во многом из-за отсутствия системы признания навыков и квалификации мигрантов.
В странах с низким и средним уровнем доходов наблюдается обратная ситуация: большинство среди мигрантов составляют приезжающие туда на время высококвалифицированные иностранные специалисты. Они, как правило, зарабатывают в среднем на 17,3 процента в час больше местных работников.
Трудовые мигранты-женщины теряют в заработке вдвойне — и как мигранты, и как женщины. Разрыв в оплате труда между местными мужчинами и женщинами-мигрантами в странах с высоким уровнем доходов оценивается в 21 процент в час. Это выше гендерного разрыва в оплате труда (16 процентов) в тех же странах.
Отчасти это объясняется тем, что женщины-мигранты составляют существенную часть тех, кто занимается домашним трудом, а именно 73 процента (8,45 млн) всех домашних работников-мигрантов в мире. В странах с высоким уровнем доходов разрыв в оплате труда между мигрантами и местными работниками в сфере ухода составляет около 19 процентов.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ
Как в плане здоровья, так и в экономическом плане на положении трудовых мигрантов пандемия отразилась сильнее, чем на остальных категориях работников. На начальном этапе кризиса, связанного с COVID-19, десятки миллионов трудовых мигрантов лишились работы и были вынуждены вернуться на родину. Мигрантам при их роде деятельности труднее перейти на удаленный режим, чем местным гражданам, к тому же многие из них заняты социальной работой и более уязвимы перед вирусом.
Мы еще не имеем полного представления о масштабах нынешнего кризиса, говорится в докладе, однако ясно, что он может углубить различия между мигрантами и местными работниками с точки зрения рынка труда, а значит, привести к еще большему разрыву между ними в оплате труда.