Новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. Результаты опроса наших читателей
22.04.2021 22:51:00
В начале апреля мы провели опрос среди наших подписчиков, в котором просили выразить мнения и пожелания относительно разработанного экспертами Минтруда России проекта нормативного правового акта — Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами». Среди участников опроса 80 % составляют специалисты в области охраны труда, 10 % — эксперты, чья профессиональная деятельность также напрямую касается вопросов безопасности труда. Оставшиеся 10 % составили представители работодателей, работники и даже государственные служащие, чьи интересы оказались также затронуты данным проектом.
Новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. Результаты опроса наших читателей
В начале апреля мы провели опрос среди наших подписчиков, в котором просили выразить мнения и пожелания по проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее — Правила).
80% от общего числа опрошенных составляют специалисты в области охраны труда, 10% — эксперты, профессиональная деятельность которых напрямую касается вопросов безопасности труда. Оставшиеся 10% — представители работодателей, работники и государственные служащие, чьи интересы затрагивает проект Приказа Минтруда России «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее — Проект НПА). Благодарим всех, кто принял участие в опросе по Проекту НПА.
Мы хотим поделиться предварительными результатами анализа опроса, полученными на основе ваших ответов.
Вы можете ознакомиться с перечнем вопросов, которые задавались участникам опроса.
Результаты опроса показали хороший, по мнению респондентов, уровень соответствия Проекта НПА принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». По всем четырем принципам видна линия тренда, направленного в сторону соответствия требованиям. Особенно четко это прослеживается в отношении законности и обоснованности данных требований.
В отношении принципов правовой определенности и исполнимости были выявлены дополнительные пики — в центре шкалы, из-за чего линия тренда выглядит более пологой по сравнению с первыми двумя. Это свидетельствует о меньшей уверенности респондентов в правовой определенности и исполнимости требований. Тем не менее, большинство голосов сосредоточено во второй половине шкал.
По вопросу «зарегламентированности» пик находится в центре шкалы — в районе 3 баллов. Это свидетельствует о некоторой точке сбалансированности между жестким контролем и свободой, предоставленной работодателям. Около половины ответивших — 47,5% — указали требования, которые сочли нужными передать на усмотрение работодателя или жестко контролировать.
На усмотрение работодателей наши респонденты предлагают передать требования:
— к нормам выдачи средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) (в зависимости от существующих условий труда и рисков);
— к хранению и уходу за СИЗ;
— к утилизации СИЗ.
Вместе с тем, по мнению респондентов, строгому контролю должны подвергаться требования:
— к срокам обеспечения работников СИЗ;
— к качеству самих СИЗ, которые должны соответствовать условиям труда, установленным при проведении СОУТ, и идентифицированным рискам;
— к неснижаемому запасу СИЗ в размере 10%;
— к порядку выдачи СИЗ;
— к срокам носки СИЗ.
Отдельные респонденты не согласны с большинством. Они полагают, что требования к хранению и уходу СИЗ также следует регламентировать.
Около трети ответивших — 27,5% — находят Проект НПА исполнимым. Большая же часть — 72,5% отмечают, что в Проекте НПА содержатся требования, исполнимость которых под вопросом.
Приведем некоторые из таких требований, перечисленных респондентами, невыполнение которых выражалось:
— в отсутствии помещений для хранения СИЗ;
— в обеспечении сотрудников сторонней организации СИЗами самой сторонней организацией (п. 53 раздела X);
— в недостатке финансирования, что является причиной закупки СИЗ не лучшего качества или неполного обеспечения СИЗ;
— в чрезмерной усложненности отдельных процедур (например, в отношении электронного учета выдачи СИЗ, разработки работодателями инструкций по применению СИЗ при наличии заводских), которая приводит к неоправданным материальным затратам, а также дает «лазейки» для назначения неоправданных штрафов;
— в несоответствии дежурных СИЗ физическим параметрам сотрудников.
Респонденты считают, что недостаточно четко прописаны требования:
— к выдаче смывающих и обеззараживающих средств защиты;
— к электронной подписи;
— к периодичности выдачи быстроизнашиваемых СИЗ.
Большая часть респондентов — 67,5% — отметила, что критерии определения потребности в СИЗ, предложенные в Проекте Правил, являются необходимыми и достаточными [1]. Несогласные с данным предложением в качестве причины чаще всего указывали на формальный подход к проведению СОУТ.
Три четверти опрошенных согласны с предложенными в Проекте Правил требованиями к работодателям в части, касающейся определения потребности предприятия в CИЗ.
57,5% респондентов не выразили возражений против требований по выбору СИЗ работодателями, сочтя их выполнимыми. Это чуть больше половины опрошенных. Оставшиеся участники опроса разделились во мнениях. 25% от общего числа респондентов считают, что требования не могут быть выполнены. Другие наоборот верят, что требования могут быть выполнены, но с определенными оговорками (17,5%).
Похожая статистика наблюдается по отношению к оценке необходимости и достаточности обязанностей работодателя, указанных в Проекте Правил. 57,5% опрошенных удовлетворены приведенным перечнем, 27,5% нашли в нем излишние требования, а 15% не увидели необходимого минимума.
По вопросу согласия-несогласия с правилами выдачи СИЗ мнения разделились почти поровну, с небольшим перевесом в сторону критикующих, которые высказали замечания, касающиеся:
— выдачи дезинфицирующих средств;
— сроков применения СИЗ, в том числе возможности продления и установления предельного срока;
— выдачи СИЗ работникам, чья основная деятельность не требует использования СИЗ, но связана с посещением производств, где применение СИЗ необходимо.
Почти две трети ответивших высказали несогласие с требованиями, содержащимися в разделах XI-XX Проекта Правил. Из них 12,5% респондентов внесли свои предложения о дополнении перечня требований.
Пожелания касаются в основном оптимизации процедур ухода за спецодеждой и ее вывода из эксплуатации. Более 60% респондентов считают, что Проект НПА слишком перегружен, содержит излишние усложнения процедур, которые не влияют на безопасность труда, но при этом создают работодателю дополнительные временные и материальные затраты.
Две трети от общего числа опрошенных считают, что несмотря на перегруженность Проекта НПА, в нем отсутствует минимально-необходимая база.
Обобщая общее впечатление респондентов от Проекта Правил, можно сделать вывод о том, что 32,5% опрошенных восприняли документ с воодушевлением. Такое же число респондентов было более сдержанным. По их мнению, Проект Правил требует доработки. Высказывались мнения о том, что в документе было затронуто много практических вопросов, которые по сути полностью раскрыты не были.
Открытое отрицание выразила только пятая часть участников опроса. Однако стоит отметить, что большинство из них либо внесло предложения, либо обратило внимание на «узкие места» формулировок Проекта НПА.
В заключение хотелось бы отметить, что сегодня мы представили вашему вниманию только количественный анализ результатов опроса. Мы получили много конкретных, очень детальных и ценных замечаний. Они были переданы на рассмотрение экспертной группе и будут подвергнуты качественному анализу для представления консолидированных предложений разработчикам Проекта НПА. Это особенно важно для отдельных предложений, которые не попали в «статистически значимые» показатели.
Еще раз хочется поблагодарить респондентов, посвятивших свое время тщательной проработке документа, давших развернутые ответы на наши вопросы. Обсуждение проекта продолжается. Несомненно, принятие в окончательной редакции раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ потребует существенной корректировки настоящего Проекта. Мы уверены, что нам еще придется вернуться к обсуждению этого важного документа и дополнительно собрать ваши мнения.
Нормативно-правовая база продолжает активно формироваться. До конца года Минтруд России планирует разработать порядка 28 проектов нормативных правовых актов в сфере охраны труда. Следите за выходом наших новостей.
Мы будем держать вас в курсе последних событий!
____________________
[1] Критерии:
1) установление вредных и опасных производственных факторов в результате СОУТ,
2) оценка производственных рисков на рабочих местах и количества работников на них.
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА
Отборная и актуальная информация на электронную почту
Все публикации