Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Роструд ответил на вопросы правового регулирования трудовых отношений

23.12.2021 16:15:00
Правомерны ли действия государственного инспектора труда, который при проведении контрольных мероприятий проверяет исполнение работодателем требований правил по охране труда, утративших силу...




Роструд ответил на вопросы правового регулирования трудовых отношений
 



О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 



ВОПРОС:

 
Правомерны ли действия государственного инспектора труда, который при проведении контрольных мероприятий проверяет исполнение работодателем требований правил по охране труда, утративших силу?



 
ОТВЕТ:


Федеральная служба по труду и занятости в своем письме от 3 декабря 2021 года № ПГ/35358-6-1 сообщила, что согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
 
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее  Административный регламент № 160).
 
В соответствии с пунктом 51 Административного регламента № 160 при проведении плановых проверок всех работодателей  юридических лиц и работодателей  физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
 
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 года № 655 (далее  Приказ № 655) утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
Вместе с тем требования правил по охране труда, которые признаны утратившими силу, в настоящее время включены в проверочные листы, утвержденные Приказом № 655. Учитывая, что предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы, государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу.
 




 





 






 
 














 






ЕСЛИ РАБОТНИК ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ  НЕ МОЖЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ ТРУДОВУЮ КНИЖКУ


 
ВОПРОС:


 
Работник потерял трудовую книжку в период, когда не работал, и при трудоустройстве на новое место работы представил заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронной форме. Ему отказано в таком оформлении на работу, поскольку отсутствуют сведения об имеющейся трудовой деятельности и необходимо сначала представить бумажную трудовую книжку.
 
Необходимо ли восстанавливать утерянную трудовую книжку, или допускается перейти на ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде, представив справки с предыдущих мест работы?
 


ОТВЕТ:


В соответствии с абзацем третьим части первой статьи 65 ТК РФ, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые. Об этом говорится в Письме Роструда от 20 октября 2021 года № ПГ/30991-6-1.
 
Эксперты Роструда разъяснили, что при отсутствии трудовой книжки работодатель имеет право запросить у работника сведения о трудовой деятельности по формам СТД-Р «Сведения о трудовой деятельности, представляемые работнику работодателем» и СТД-ПФР «Сведения о трудовой деятельности, представляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации», которые были утверждены приказом Минтруда России от 20 января 2020 года № 23н, в которых имеется отметка о подаче/неподаче работником заявления о ведении ему трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности.
 
Вместе с тем в силу части пятой статьи 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
 

В связи с этим лицу, поступающему на работу, рекомендуется указывать в заявлении об оформлении трудовой книжки факт отсутствия сведений о трудовой деятельности.
 
После выдачи трудовой книжки работник вправе подать одно из письменных заявлений о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ или о представлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ.
 
Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 г., осуществляется в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»).
 
 


 
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТПУСКА РАБОТНИКАМ ДЛЯ
ПРОХОЖДЕНИЯ ВАКЦИНАЦИИ


  
ВОПРОС:


 
После перенесенного заболевания, вызванного коронавирусом, работник планирует пройти углубленную диспансеризацию (предусмотрена Программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299). Имеет ли он право на освобождение от работы для прохождения такой диспансеризации? Если да, то сколько оплачиваемых дней может быть предоставлено для ее прохождения?
 

 
ОТВЕТ:


Эксперты Роструда, рассмотрев обращение работодателя, зарегистрированное 23 сентября 2021 г., в пределах компетенции в Письме от от 14 октября 2021 года № ПГ/30337-6-1 сообщили следующее. Приказом Минздрава России от 1 июля 2021 года № 698н был утвержден Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке (далее  Порядок).
 
Согласно пункту 2 Порядка углубленную диспансеризацию вправе пройти граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
 



 
ТК РФ и Порядок не содержат положений, обязывающих работодателя предоставлять работнику дополнительные дни для прохождения углубленной диспансеризации.


 
ВОПРОС:

 
Согласно распоряжению директора организации работникам, сделавшим прививку от коронавируса, предоставляются три дня дополнительного оплачиваемого отпуска. При этом сфера деятельности организации не подпадает под обязательную вакцинацию. Правомерен ли такой способ мотивации работников, учитывая возможную дискриминацию работников, не прошедших вакцинацию?


 
ОТВЕТ:


Эксперты Федеральной службы по труду и занятости в письме от 20 октября 2021 года № ПГ/30835-6-1 разъяснили, что Трудовым кодексом Российской Федерации (далее  ТК РФ) не установлена обязанность для работодателя по освобождению работников от работы или по предоставлению им дополнительного выходного дня для прохождения вакцинации, а также дополнительного дня отдыха после прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции.
 
Вместе с тем согласно статье 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для самостоятельного регулирования вопросов организации труда работников.
 

Исходя из положений статей 8, 22, 41 ТК РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
 
Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску, дополнительные выплаты, оплата проезда, питания и т.п. работникам, принимающим участие в мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
 
Согласно части четвертой статьи 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.




 





 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Отборная и актуальная информация на электронную почту












 

 
 
 


 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда