Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда

01.07.2022 13:22:00
Ирина Устинова, директор Департамента дополнительного профессионального образования КИОУТ, провела бесплатный вебинар по теме «Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда»...






Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда



 
Ирина Устинова, директор Департамента дополнительного профессионального образования КИОУТ, провела бесплатный вебинар по теме «Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда». Эксперт сделала обзор современных тенденций 2021 — 2022 годов в этом направлении, рассказала о применении деловой игры для повышения квалификации работников.










 




 


 






















Охрана труда отличается четкой законодательной регламентацией, поэтому особенно важными становятся приемы и технологии, вводящие установленные нормативы в практику их ежедневного применения. Стали популярными геймификация и интерактивные форматы обучения. Применение разнообразных кейсов и игровых решений повышает заинтересованность работников в вопросах сохранения жизни и здоровья, способствует предотвращению аварийных ситуаций и снижению производственного травматизма.

После смягчения пандемических ограничений начинают возрождаться очные формы взаимодействия работников, более активно применяются новые подходы в вопросах командообразования и развития персонала. В перечень ключевых особенностей развития образовательной деятельности на современном этапе, по словам эксперта, входят четыре важных тренда.  




На основе этих подходов строится Edutainment-концепция, применение которой предполагает синтез двух понятий: «education» («обучение») и «entertainment» («развлечение») — «обучение через развлечение». Выделяются функции игры: самореализационная, коррекционная, развлекательно-рекреативная, коммуникативная и диагностическая.























Как это происходит? Внедрение игровых практик в традиционные виды занятий: лекции, семинары и тренинги, способствует активному вовлечению работников в процесс обучения. Снимаются психологические блоки, которые мешают воспринимать информацию и приобретать новые навыки.
«Первый признак игры — безопасное пространство свободного действия. Для человека важно чувствовать себя спокойно и уверенно в любой, особенно командной деятельности, — отметила Ирина Устинова. —  Когда эта первичная потребность удовлетворена, человек, погружаясь в процесс творчества и апробации идей, реализует свои личностные устремления, ощущает драйв, получает удовольствие и испытывает азарт от игры».
 
В процессе игры человек получает большую свободу действий по сравнению с обычной рабочей ситуацией. Он может проявлять собственную инициативу, лидерские качества, а также демонстрировать навыки командной работы.

Применение такого формата обучения решает ряд задач, в число которых входят:



Эксперт рассказала, как разрабатываются учебные мероприятия с применением различных игровых форматов. 

На первом этапе проводится брифинг. Готовится  подробное техническое задание с учетом отраслевой специфики деятельности и организационной структуры компании, численности обучаемого персонала, а также особенностей контроля полученных знаний и навыков.

 
Затем собирается и анализируется контент игры. Создается сценарий, в соответствии с которым может быть предусмотрено проведение соревнований, тренингов, вручение наград победителям и так далее. Формируется среда, визуальный образ и план мероприятия, разрабатываются механизмы и инструменты игры.

Заключительный этап — тестирование, по итогам которого осуществляется выпуск финального релиза продукта.

Обычно в игре участвует от 25 до 120 человек и более. Проведение игры подразумевает выбор места: учебного зала, территории предприятия, цеха и так далее; подбор реквизита: декораций, роботов-тренажеров, измерительных приборов, средств индивидуальной защиты, спасения и пожаротушения. Необходимое условие — наличие команды организаторов: ведущих; фасилитаторов, вовлекающих участников в игровой процесс; фото-видео-операторов. В состав тренерской команды включаются специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности, а также эксперты в смежных областях.      
 
Эксперт представила популярные форматы обучения: викторины, настольные, коммуникационные и корпоративные игры. Эти разработки КИОУТ направлены на развитие общения внутри команды, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с коллегами в различных производственных ситуациях, в том числе, при возникновении опасных инцидентов.

Пример коммуникационной игры — практический кейс живого действия «Операция 112», основанный на реальных событиях, в котором смоделировано спасение людей из горящих населенных пунктов. Еще один востребованный формат обучения — квест, особенностью которого является движение команды по станциям, поиск ключей, подсказок и бонусов.
  
Чтобы успешно создать и внедрить деловую игру, необходима высокая степень заинтересованности не только разработчиков продукта, но и тех сотрудников компании-заказчика, которые являются носителями корпоративной культуры. Это серьезная совместная работа, которая, как правило, дает хорошие результаты.

«В настоящее время наблюдается вторая волна интереса к формату очного обучения, — обратила внимание эксперт. — Во время пандемии и сейчас, в постпандемический период, мы по-настоящему начинаем ценить живое общение друг с другом». Не отрицая известные достоинства онлайн- и иных дистанционных форм обучения, важно признать неоспоримые преимущества живого общения участников и экспертов во время очных учебных мероприятий.

Обучающиеся получают оперативную обратную связь от преподавателей-практиков с большим опытом работы в области охраны труда. Такой формат проведения занятий эффективен с точки зрения групповой работы в решении ключевых задач компании. Создается общая вовлекающая среда взаимодействия между сотрудниками смежных департаментов, которые обычно редко общаются.






Фото: Shutterstock.com.
 




«Статистика показывает, что те работники, которые принимают участие в групповых обучающих мероприятиях, проводимых в очном формате, потом поддерживают дружеские связи, — рассказала эксперт. —  Это дает хороший эффект с точки зрения командообразования, когда в течение длительного времени сохраняются доброжелательные отношения между коллегами в обычных рабочих, часто рутинных процессах».  

В условиях сложной социально-экономической ситуации многие работодатели сталкиваются с необходимостью сокращения бюджета на проведение обучения персонала. Еще один вызов — высокая степень эмоционального напряжения сотрудников.  Эксперт отметила возросший интерес заказчиков к поиску решений проблемных вопросов, стоящих перед компаниями, одновременно по нескольким направлениям. Важно добиться наибольшего эффекта с точки зрения эмоционального состояния сотрудников и при этом сэкономить финансовые ресурсы.

В этом может помочь концепция кросс-функциональности, которая предполагает привлечение для решения общих задач сотрудников нескольких подразделений организации, которые имеют разные компетенции и опыт работы.























Важными составляющими развития кросс-функциональных команд, по мнению эксперта, являются:



Эксперт рассмотрела пример взаимодействия специалистов двух подразделений компании. Для решения общих задач, связанных с обучением работников, в качестве интегрированного решения может применяться деловая игра. Она находится на стыке интересов HR-службы, отвечающей за развитие персонала с точки зрения рабочей среды и роста компетенций, и службы Охраны труда, в круг задач которой входит регламентирование рабочих процессов, направленное на сохранение жизни и здоровья, формирование культуры безопасности, как мировоззренческой, внутренней составляющей сотрудников.

«Взаимодействие участников игры позволяет выявить людей, обладающих лидерскими качествами, нивелировать конфликтные ситуации в коллективе, а также улучшить коммуникации между отдельными сотрудниками и департаментами компании», — резюмировала эксперт.  
 




Чтобы подробнее узнать об особенностях применения игровых форматов обучения в области охраны труда, а также получить много полезной практической информации, можно посмотреть видеозапись бесплатного вебинара по теме:


«Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда»









Полезного просмотра, коллеги!

Текст:
Игорь Волошин
 
















 

 

 






 




 
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 


 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.



 
 

 
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
 




 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве. 





 
 








 
 

 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда