Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Роструд о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

01.09.2022 15:06:00
Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда при переименовании должностей и структурных подразделений, переводе должностей из одного подразделения в другое, образовании новых структурных подразделений и новых должностей?




Роструд о проведении внеплановой специальной оценки условий труда



 
ВОПРОС:

 
Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда при переименовании должностей и структурных подразделений, переводе должностей из одного подразделения в другое, образовании новых структурных подразделений и новых должностей?



 
ОТВЕТ:

 
По общему правилу специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну,  со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
 
На рабочих местах, указанных в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение СОУТ не требуется до наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).





 

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда  

(<извлечение>)

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
 


Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
 
1) в течение 12 месяцев со дня:

— ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

2) в течение 6 месяцев со дня:

— получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
— изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способного оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
— поступления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
 
Таким образом, случаи переименования должностей работников, переименования структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое не являются основаниями для проведения внеплановой СОУТ на соответствующих рабочих местах.











 



 



 






Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 7 ст. 209 ТК РФ).


 
Организация рабочего места является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
 
В связи с вышеизложенным, при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест нужно проводить внеплановую СОУТ. В случае, если организация образует новые структурные подразделения, образует новые должности, ей, соответственно, также нужно проводить внеплановую СОУТ.  
 
Вместе с тем, если при переводе должностей из одного подразделения в другое не происходит перемещения рабочего места, то в этом случае проводить внеплановую СОУТ не надо. В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место  (см. Письмо Минтруда России от 02.11.2017 № 15-1/ООГ-2982).
 
До проведения СОУТ на новом рабочем месте в трудовом договоре следует указывать общую характеристику условий труда на данном рабочем месте (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). После проведения СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности: идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Изменение условий трудового договора в данной части возможно не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (см. Письмо Минтруда России от 26.03.2020 № 15-1/В-1375).
 



Подготовлено на основе материала
В.Д. Пучеглазова,
советника государственной гражданской службы РФ 1 класса,
Федеральная служба по труду и занятости
 



Источник: www.consultant.ru.
 
 


 





 


 
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 


 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.



 

 
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
 



 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве. 





 
 











 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда