Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Польза корпоративной программы управления качеством СИЗ

29.12.2012 9:59:00
Корпоративная программа управления качеством СИЗ позволяет расширить ассортимент и использовать более качественные средства индивидуальной защиты, снизить затраты за счет унификации номенклатуры, обеспечить бюджетное планирование соответствующих затрат на перспективу. 



Сегодня нормативная база, регламентирующая бесплатную выдачу средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), кардинально меняется. За последние пять лет были разработаны следующие российские стандарты, посвященные специальной одежде и средствам защиты рук: 

Введение в действие российских стандартов в отношении средств защиты должно упростить процесс сертификации СИЗ российских поставщиков. Кроме того, начиная с 2009 г. постепенно вводятся в действие типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам различных отраслей, в т. ч.: 


Также приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. 

Сегодня на российском рынке предлагается 90% видов СИЗ, использующихся в Европе. Таким образом, разнообразие СИЗ велико, и цены на них также очень разные. Как в такой ситуации сделать правильный выбор – подобрать удобные и комфортные СИЗ, отвечающие потребностям работников с учетом имеющихся профессиональных рисков? Ответить на эти вопросы помогает корпоративная программа по управлению качеством СИЗ (далее – программа). 

Основные модули программы по управлению качеством СИЗ 

Программа состоит из следующих основных модулей: 

Как показывают исследования, доля расходов на СИЗ в себестоимости продукции очень невелика. В лучшем случае это сотые доли процента, в худшем – тысячные. 

Таким образом, тот факт, что крупная компания увеличит затраты на СИЗ, например,  вдвое или втрое, несущественно скажется на себестоимости товаров и услуг. Каждое предприятие создает внутренние перечни СИЗ на основании типовых норм и с учетом своего штатного расписания, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, производственной специфики и т. д. – это повсеместная практика. В связи с этим на вопросе подготовки такого перечня мы подробно останавливаться не будем, а сразу перейдем к другим модулям программы. 

В каждом разделе в отношении соответствующего вида СИЗ указываются: 
Как правило, на разных рабочих местах предприятия используются различные спецобувь, спецодежда и т. д., поэтому корпоративный стандарт должен содержать требования для каждого вида средств защиты. 

Так, в отношении спецобуви для представителей определенных профессий в корпоративном стандарте могут быть прописаны такие требования, как: 
Дополнительно в корпоративном стандарте в отношении конкретного вида СИЗ может указываться: 
Современные СИЗ требуют определенного ухода и условий хранения, в т. ч. в соответствии с инструкцией производителя. Такие требования важно включить в корпоративный стандарт, поскольку их соблюдение увеличивает срок службы СИЗ, а следовательно, экономит средства предприятия. Мы привыкли ухаживать за своей личной обувью, очками, а вот к СИЗ зачастую относимся небрежно. Это неправильно. В процессе работы над корпоративным стандартом и его внедрения может произойти унификация номенклатуры за счет подбора универсальных средств защиты, благодаря своим характеристикам позволяющих обеспечить безопасность выполнения целого ряда операций. 

Например, если ранее приходилось покупать несколько пар рукавиц для выполнения работ разного характера (рукавицы резиновые, рукавицы брезентовые и др.), то сегодня во многих случаях достаточно одной пары. Рукавицы с современным покрытием имеют более длительный срок службы, защищают как от механических воздействий, так и от кислот и щелочей, обладают высокой маслобензостойкостью и т. д. В результате перехода к применению однотипных универсальных СИЗ возможно снижение закупочных цен. 



Регламент обеспечения СИЗ

Еще один необходимый локальный документ – регламент обеспечения СИЗ (далее – регламент). Он может быть оформлен как приложение к корпоративному стандарту или утверждаться в качестве отдельного модуля программы. 

Зачастую компании (особенно крупные) сталкиваются с проблемой правильного планирования и бюджетирования в сфере обеспечения работников СИЗ. Регламент делает процедуру их закупки более прозрачной, позволяет четко определить функционал ответственных сотрудников компании. В регламенте можно поэтапно прописать весь процесс, начиная с планирования закупки и заканчивая выдачей СИЗ работнику с занесением записи в личную карточку. 

Регламент помогает руководителю подразделения, в т. ч. вновь назначенному, понять, каковы его функции в части обеспечения работников СИЗ, с каким отделом ему следует взаимодействовать при решении того или иного вопроса. На рисунке показана схема процесса формирования заявки на обеспечение СИЗ на примере структуры крупных предприятий, внедривших программу. Традиционно распространена практика, при которой компания сначала определяет лимит расходов на СИЗ, и только потом под эту сумму формируется заявка на закупку защитных средств. Это неправильно, поскольку СИЗ должны закупаться в объеме требований отраслевых типовых норм. 

Программа позволяет создавать документы, с помощью которых можно унифицировать номенклатуру, понять, какие конкретно СИЗ необходимо приобрести и сколько денежных средств на это потребуется. Номенклатурный справочник (спецификация) включает не только требования к конкретной номенклатуре, но и среднерыночные цены, что служит ориентиром при формировании бюджета компании. При этом, как правило, в корпоративном номенклатурном справочнике СИЗ для создания нормальной конкурентной среды в отношении каждого СИЗ указывается 3–4 производителя. 

Подобный подход облегчает подготовку бюджета, предназначенного для закупки СИЗ, в производственных подразделениях, а также проведение тендера по закупкам. Специфика российского рынка – тренд на корпоративный стиль. В этой связи важно отметить, что программа может содержать пакет технических описаний спецодежды в корпоративном стиле или просто альбом корпоративной спецодежды, где определены требования по нанесению корпоративной символики и моделированию. 

Электронный каталог корпоративной спецодежды и СИЗ 

Как уже отмечалось, на заключительном этапе на основе разработанных вышеперечисленных локальных документов создается электронный каталог корпоративной спецодежды и рекомендованных СИЗ. Электронный каталог, который может быть размещен на внутреннем интернет-портале компании, является эффективным инструментом внедрения программы. Он позволяет собрать и организовать всю необходимую нормативно-техническую и визуальную информацию о корпоративных СИЗ в единую информационную систему, удобную для просмотра и поиска. 
Электронный каталог содержит: 
Важно отметить также, что программа предполагает организацию семинаров по эффективному применению СИЗ. Когда в компании разработаны определенные требования и внедряются инновации, то работников, безусловно, необходимо с ними знакомить, проводить обучение. Наш опыт показывает, что зачастую даже работники с большим стажем не знают, как правильно ввести противошумный вкладыш в ушной канал. Очень важно разъяснять людям, почему необходимо применять СИЗ, какими последствиями (в т. ч. профзаболеваниями) грозит их неиспользование, – проблема мотивации работников к применению СИЗ, к сожалению, актуальна на всей территории Российской Федерации. Необходимо рассказывать о правильном уходе за спецодеждой и спецобувью, поскольку только так можно гарантировать эффективную защиту и то, что СИЗ не выйдет из строя раньше срока. 

Семинары могут проводить приглашенные сертифицированные специалисты или специально обученные внутренние тренеры (сотрудники компании). Рекомендуется наряду с традиционными методами (демонстрация и тренинг навыков правильного обращения с СИЗ) использовать мотивирующие фильмы,  раздаточный материал. 

Говоря о новых перспективных направлениях, следует отметить такой важный фактор оптимизации расходов на СИЗ в рамках крупной компании, как переход СИЗ. Такой подход уже реализован в ряде организаций. 

Можно выделить следующие недостатки традиционной схемы снабжения с участием нескольких поставщиков: 

Применение схемы “единого поставщика” позволяет: 

Представляется, что при выборе единого поставщика целесообразно предъявлять следующие основные требования:

А.В. Швед, 
ген. дир. Центра изучения и оценки юридических
и экономических проблем системы промышленной
безопасности и охраны труда

 

Источник: http://www.trudohrana.ru

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда